А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Все статьи >> Все новости >> Уникальный  «Экономический лицей» уже 15 лет дает школьникам шанс сделать шаг в мечту


Уникальный  «Экономический лицей» уже 15 лет дает школьникам шанс сделать шаг в мечту


Уникальный  «Экономический лицей» уже 15 лет дает школьникам шанс сделать шаг в мечту

Проектов, которые создают и воплощают педагоги и лицеисты, хватит на несколько школ. Учреждение получило международное признание. Миссия учителей: формировать с дошкольного возраста экономическую культуру

- Конечно, дети предполагают, какая им интересна профессия, какие компетенции и навыки им пригодятся. Экономика у нас есть во всех без исключения классах. С первого класса мы начинаем формирование экономической культуры. Это наша миссия: формировать у бердчан экономическую культуру с дошкольного возраста. Мы живем в условиях рыночной экономики. Да, у нас учат математике, русскому языку, безопасности, но никто не учит правильно жить. Дети должны знать, что деньги не выдает автомат, что родители их зарабатывают. Любое решение человека имеет экономическое обоснование. У каждого вашего выбора есть своя цена. Никуда в течение жизни — от рождения до смерти — не деться от того, что все мы потребители.

Наталья Колмыкова, директор «Экономического лицея»

 

Для бердского «Экономического лицея» 2021 год стал юбилейным. Учебному заведению исполнилось 15 лет. Юбилейные торжества перенесли на декабрь, когда чуть-чуть освободились ученики и педагоги от серьезных проектов, которых в лицее хватило бы на все бердские школы. Уровень и значимость этого учебного заведения подтвердил глава Бердска Евгений Шестернин, лично поздравив «Экономический лицей» со значимой датой.

 

Экономическое образование востребовано

Хотя на самом деле школа работает в направлении экономических знаний с 1994 года. Тогда она была в статусе учреждения дополнительного образования. Но когда стала очевидной высокая востребованность выбранного профиля, через 12 лет в Бердске официально появился еще один лицей.

 

Отличается от всех школ

Он очень отличается от привычных всем школ. Во-первых, потому что меньше других по площадям и количеству учеников — менее 600. Во-вторых, уникальным подходом к обучению, уникальностью знаний и умений, которые получают лицеисты. И в-третьих, уникальным школьным климатом и налаженной проектной работой, дающей каждому школьнику шаг в мечту. Именно так - «Сибириада. Шаг в мечту» - бессменный директор «Экономического лицея» Наталья Колмыкова назвала один из главных своих проектов, получивший международное признание.

- Это экономический фестиваль, в котором участвует не одно поколение бердчан, ставший популярным не только в нашей стране. Поэтому весь наш учебный цикл связан не только с 1 сентября и выпускными экзаменами, но и с «Сибириадой». Мы добились того, что ее победители и призеры поступают в профильные вузы без конкурса. Уже 10 лет мы есть в официальном Перечне олимпиад школьников министерства образования и науки, что дает преференции нашим выпускникам, - рассказала Наталья Колмыкова.

 

Параллельная жизнь

Часть педколлектива лицея в течение всего учебного года работает на главный проект «Сибириада. Шаг в мечту» - разрабатывает задания, работает с вузами. Сейчас у лицея 19 площадок по стране — от Санкт-Петербурга до Якутска, на базе которых школьники пишут олимпиаду. С каждым годом растет уровень конкуренции. На первый тур олимпиады 2022 года уже зарегистрировано более 2700 участников.

- Заключительный этап мы всегда проводим на своей территории. Фестиваль нам помогают проводить не только вузы-партнеры, но и бердские предприятия, наши студенты. «Сибириада» - это наша параллельная жизнь, которой мы живем всей школой, - оценила Наталья Колмыкова.

 

Факт. В 2021 году «Сибириада. Шаг в мечту» получила статус международной олимпиады, приобретя участников в других странах. Кроме того, вузы, являющиеся партнерами «Экономического лицея», получили квоту на обучение иностранных студентов за счет бюджета. «Сибириада» уже захватила лицей: до 24 декабря прошел заочный этап, в середине января 2022-го стартует первый очный тур.

 

От перестройки  до наших дней

На волне перестройки возникла «Экономическая школа», когда менялись государство и взгляды на экономику, потребовались люди новой формации.

- Сейчас государство уделяет огромное внимание дополнительному образованию — дети должны получать его не только в школе. В начале 1990-х с этим было очень сложно, поскольку не хватало денег на общее образование. Тогда мы выживали за счет грантов, работали с партнерами из некоммерческих фондов. Например, создали компьютерный класс, чего не в каждой школе можно было увидеть в то время. Но появились новые образовательные стандарты, куда включили экономику. И тогда мы приняли решение реорганизоваться в общеобразовательную школу и выбрали форму лицея, сделав акцент на экономику и математику. В этом нас поддержали министерство образования Новосибирской области и администрация Бердска, - поведала историю появления «Экономического лицея» Наталья Колмыкова.

В 2007 году лицей впервые набрал первоклашек. Но учебное заведение продолжало работать и как учреждение дополнительного образования, обучая 500 бердских детей.

- Мы начали набирать не только первые и выпускные классы, но и среднего звена. За два года у нас появилось 200 учеников. А сегодня у нас по два, а то и три класса в каждой параллели. Мы вздохнули более свободно, когда в прошлом году открылось новое здание лицея ?6 в Южном микрорайоне, куда ушла часть детей. У нас очень маленькое здание, рассчитанное на 420 человек в одну смену. Нам очень не хватает помещений, чтобы вести внеурочные занятия, чтобы делить детей на группы, - рассказала Наталья Владимировна.

 

Концепция инженерного образования

Первые инженерные классы в бердском «Экономическом лицее» появились в 2011 году. А через два года на основе этого опыта создали концепцию инженерного образования Новосибирской области.

- Мы гордимся тем, что уже 10 лет сохраняем этот профиль. Одновременно это и большая ответственность, поскольку дети должны поступить в вузы на профильные специальности. Поэтому с ними занимаются лучшие педагоги — приезжают преподаватели-математики из педуниверситета, из бердского политехнического колледжа.

 

Помогает мощная материальная база

Выпускникам «Экономического лицея» достаточно легко учиться в вузах, так как школьная основа очень глубокая и всесторонняя. В том числе по основам предпринимательства, созданию бизнес-проектов, конструированию, робототехнике, поделилась Наталья Колмыкова:

  • Благодаря спецклассам, мы приобрели хорошее оборудование. У нас очень мощная материальная база, которой может позавидовать любая большая школа. Да, у нас старое небольшое здание. Но содержание, наполнение образования по физике, информатике, электронике и другим предметам у нас на порядок выше. Есть 3D-принтеры, несколько мобильных компьютерных классов, все учебные кабинеты оборудованы местом учителя с компьютером и интернетом, интерактивными досками и проекторами. У нас есть все для участия детей в проектной деятельности.

 

Цифра. 4 золотые медали выиграли ребята за 6 лет

 

«Школа полного дня»

Следующие 5 лет, до 2019 года, лицей работал как инновационная площадка Новосибирской области «Школа полного дня». За это время удалось отработать интеграцию основного и дополнительного образования на основе платных услуг. Это позволило успешно реализовать проект, занимая детей со всего города после уроков с приглашением разных преподавателей, без дополнительного финансирования.

- Для нас очень важно, что в рамках деятельности инженерных классов и в части дополнительного образования расширились горизонты сотрудничества. Среди партнеров появились НГУ и Высшая школа экономики с разными факультетами, присоединились Уральский федеральный университет им. Ельцина и Уфимский технический нефтегазовый университет. Сотрудничаем в нархозом, НГТУ, педагогическим университетом, Технопарком и бизнес-инкубаторами в разных ипостасях. С проектом «Мой бизнес» и «Опорой России» мы провели несколько школ предпринимательства как для наших учеников, так и в рамках областной профильной смены, - перечислила Колмыкова.

 

Школьники  продвигают предпринимательство

Уже 6 лет бердский «Экономический лицей» является участником международного образовательного проекта SAGE — школьники за продвижение глобального предпринимательства. Он предполагает создание подростками бизнес-проектов, фирм для решения социальных проблем. Проект интересный и масштабный. Наталью Колмыкову сначала пригласили как члена жюри, а позже наделили функциями координатора в Новосибирской области.

- Предпринимательская деятельность вышла у нас в отдельное направление. С 2015 года в SAGE поучаствовали 69 наших бизнес-команд. А региональное министерство образования включило это наше мероприятие в рейтинг, когда оценивается эффективность специализированных классов, также как и «Сибириаду». За 6 лет команды Новосибирской области, с которыми я работаю, оказываю методическую помощь, только один раз не заняла первое место. В 2016 году региональная команда, в которой было 6 наших лицеистов, ездила на Филиппины. Дети на английском языке презентовали свои проекты. Это были титанические усилия, но это колоссальный опыт для развития проекта. Не удалось нам, к сожалению, попасть на финал в Одессу и США по политическим мотивам. В этом году впервые за всю историю SAGE в России команда из России, из Новосибирской области заняла третье место, - поделилась Наталья Владимировна.

 

Мы интересны

Последние 6 лет лицей развивает в своих стенах робототехнику. Пока дети не вышли на международный уровень, но показывают успехи на городском турнире «РобоБердск», который лицей проводит ежегодно в мае. В 2019 году команда «Экономического лицея» заняла на конкурсе юных инженеров-изобретателей на Тайване (на базе Тайбейского университета) среди иностранных команд третье место. Нужно было сделать движущиеся электронные модели вручную, без станков, за определенный промежуток времени. Инженерные мысли у бердских лицеистов били ключом. И это, безусловно, поддерживает директор:

- Нам все интересно. Но, оказывается, и мы интересны. Мы с удовольствие делимся опытом и помогаем. С 2019 года лицей имеет статус регионального ресурсного центра развития образования. С нами работают 10 пилотных школ Новосибирской области. С этого года мы начали обучать детей из этих школ экономике и предпринимательству.

 

«Дети с повышенной мотивацией»

Наталья Колмыкова предпочитает термину «одаренные дети» другой - «дети с повышенной мотивацией». Ее лицей работает со всеми детьми.

- Наша задача — найти способности у каждого ребенка. Да, в какие-то классы мы отбираем детей по направлениям. В пятом классе делим учеников на инженеров и гуманитариев. В седьмом еще раз происходит переформирование. А в 10-м уже появляются разные профили — кроме гуманитарного с изучением иностранных языков, экономические и инженерные. И нас не удивляют дети, когда они переходят по желанию и своим достижениям в другой профиль. При этом никто не запрещает ученикам гуманитарных классов участвовать в экономической олимпиаде. У нас все дети участвуют в различных олимпиадах, - констатирует Наталья Владимировна.

 

К слову. За 15 лет «Экономический лицей» дал путевку в жизнь 306 выпускникам.

 

18 декабря в честь юбилея в лицее наградили отличников и активных учеников. Наталья Колмыкова лично вручала грамоты лучшим. А в это время в классах продолжались занятия.

 

Знание основ очень важно

Наталья Ястребкова, биолог по образованию, курирует в бердском «Экономическом лицее» инженерное направление.

< >Сейчас ставится очень много пограничных задач, например, нейропрограммирование, - объяснила Наталья Владимировна связь между инженерией и биологией. - Ребенок не сможет досконально разобраться в этом, зная только язык программирования. Он должен знать, как нервные клетки взаимодействуют между собой, как люди с ограниченными возможностями силой мысли могут запускать какие-то умные механизмы. Знание биологии, высшей нервной деятельности очень важно. 

Большинство любят работать в команде

Педагог уверена, что это интересно детям, которые не отказались от изучения предмета, столкнувшись с первыми сложностями. По ее словам, в лицее есть дети, которые настолько изучили всю открытую информацию, что теперь пользуются источниками на английском языке. Это далеко за рамками школьной программы и существующих учебников.

- Чтобы быть конкурентоспособными на соревнованиях и в жизни, дети берутся за такое. Но таких, как правило, немного. Большинство любят работать в команде, - пояснила учитель.

 

Нужны интегрированные знания

В инженерном образовании, прежде всего, важны физика и математика, выходящие на прикладной уровень, информатика, перетекающая в программирование и конструирование. Но участие в проектах и олимпиадах предполагает интегрированные знания, выходящие за рамки одного предмета, в том числе биология, химия и экономика.

- Нам важно, кем будет наш ученик. Важно, чтобы к 10-му классу он понимал, в каком направлении двигаться, куда он будет поступать. Способных детей много. Но многие из тех, кто поют и пляшут, хорошо умеют только повторять. И это далеко не всегда результат. А одаренные дети — это те, которые очень увлечены каким-то одним предметом. Таких всегда мало в любой школе. Это штучный экземпляр, но они есть везде. Кроме того, год от года меняются взгляды поколений, и родители все меньше ставят перед детьми задачи «покорить Воробьевы горы». Но стараемся искать и привлекать. Всем предлагаем все, чтобы пробовали, - рассказала Наталья Ястребкова.

 

Справка. С 2014 года «Экономический лицей» стал городской площадкой по работе с одаренными детьми в направлении мехатроники, робототехники, экономики и предпринимательства. Сюда приходят на занятия дети из других школ, кому это интересно.

 

Комментарии


Добавить комментарий

Ваше имя:
Почта (не публикуется):
Комментарий:
Проверочное слово: